Профессиональных навыков и высшего образования уже недостаточно. Что должны уметь современные школьники?
Гарвардский университет провёл исследование и выяснил, что 85% успеха в работе зависит от хорошо развитых социальных и коммуникативных навыков (soft skills) и только 15% – от знаний.
Эти выводы подтверждают и запросы компаний. Согласно анализу hh.kz, 86% работодателей в Казахстане при найме интересуются наличием у соискателей дополнительных навыков и увлечений.
Несмотря на это, в наших образовательных программах развитию soft skills, или "мягких" навыков, уделяют мало внимания, хотя они могут стать критически важным фактором успеха молодёжи.
Какие навыки можно назвать soft skills
Директор департамента международного развития, карьеры и партнёрства Университета Нархоз Айгерим Раимжанова рассказала, что существуют разные дефиниции "мягких" навыков и их классификация.
Но основными, по её мнению, являются следующие:
- умение успешно работать в команде;
- умение решать проблемы (problem-solving skills);
- критическое мышление;
- навык вести переговоры и разрешать конфликты;
- эмпатия.
"Особенно хочется выделить навык критического мышления. Со временем специалисты всё больше будут делиться на тех, кто заточен только на одной задаче, и тех, кто умеет интерпретировать большие объёмы материала, выделять основное, проводить сравнительный анализ, то есть критически мыслить", – отметила Айгерим Раимжанова.
К этому списку можно добавить и другие "мягкие" навыки. Директор рекрутингового агентства Optimum Recruitment Дина Абылхожина рассказала, что важно также уметь выстраивать продуктивную коммуникацию, быть хорошим оратором, нестандартно мыслить, иметь творческий подход к разрешению задач и уметь отстаивать свою точку зрения.
Эксперт считает, что особое внимание стоит уделить навыкам адаптивности, гибкости и осознанности.
- адаптивность – это умение работать в разных культурах и средах, находить язык с людьми из других областей деятельности;
- гибкость – это способность менять своё поведение из-за новых обстоятельств и быть открытым к восприятию отличных от ваших мнений и предложений;
- осознанность – это понимание целей компании, какой процесс для чего нужен, также это способность осознанно решать проблемы.
Как научить ребёнка критически мыслить
Давайте на примере навыка критического мышления разберёмся, как можно развивать soft skills. Всё-таки одно дело – научить ребёнка математике, а другое – критически мыслить. Директор лаборатории навыков Skill Matrix Асель Бектурсынова считает, что есть три пути, как это сделать.
Первое – улучшить школьное образование. По её мнению, в школьной программе на второй план ушли такие предметы, как литература и история. Из-за этого у детей не развито критическое мышление. Сейчас они осваивают эти предметы через зубрёжку, но не через анализ исторических событий или поведение художественных героев. Хотя на Западе, по словам Асель, критическое мышление у школьников развивается именно таким образом.
Второе – дебаты и логические задачи. Критическое мышление подразумевает, что человек должен на любую ситуацию посмотреть с разных сторон. Дебаты как раз это и предполагают: участник на любую резолюцию должен дать подтверждение или опровержение, вне зависимости от того, согласен он с ней или нет.
Третье – задавать открытые вопросы. Такое можно практиковать и в семье. Когда к родителю приходит ребёнок с вопросом, он не даёт исчерпывающего ответа, а отвечает ему вопросом на вопрос, тем самым порождая дискуссию.
Айгерим Раимжанова выделила ещё один способ, как можно развить критическое мышление, – это формирование аналитических записок на разные темы.
"Со временем они будут получаться быстрее. Многие университеты мира, включая Нархоз, ставят ставку именно на развитие навыка критического мышления зачастую через research-based teaching – обучение, основанное на исследованиях", – пояснила эксперт.
Надо ли развивать soft skills в школах
Асель Бектурсынова считает, что развитие "мягких" навыков необходимо начинать со школьной скамьи. Для этого в образовательную программу стоит внедрить отдельные тренинги. Например, по развитию критического мышления, успешной презентации или коммуникации.
"Главное, чтобы они проводились на постоянной основе. От того, что для учеников проведут два-три тренинга, эффекта не будет. Доказано, что эйфория от тренинга падает, если в течение 72 часов полученные знания не применяются на практике. Как мне кажется, самый минимум – проводить занятия раз в неделю на протяжении всего учебного года. И лучше, если они будут взаимосвязаны: одно вытекает из другого. Для этого существует огромное количество методик и упражнений", – предложила Асель Бектурсынова.
Такие факультативные занятия в школьную программу можно было бы внедрять в сотрудничестве с благотворительными и общественными организациями, которые могли бы помочь в изучении и адаптации лучшего зарубежного опыта в этой сфере.
Эксперт отметила, что "мягким" навыкам нельзя обучиться, их можно только развить. При этом скорость их освоения будет зависеть от внутренней структуры личности – темперамента, характера, эмоциональности человека.
Поэтому не всегда одни и те же упражнения и методики по развитию soft skills подходят каждому. Люди, которые проводят тренинги, должны быть изобретательными – им необходимо следить за динамикой группы и менять по необходимости задания.
У Айгерим Раимжановой другое видение того, как нужно развивать soft skills в школах. По её мнению, такое развитие должно быть органично вшито в программу с первых классов – через темы, задания и задачи, которые ставятся перед учениками.
Для чего надо развивать soft skills
По словам менеджера по маркетингу и PR компании HeadHunter Казахстан Рахимы Махмудовой, конкуренция среди соискателей за этот год выросла почти в два раза. Сегодня кандидатам необходимо прикладывать больше усилий для того, чтобы привлечь внимание работодателей. Одних профессиональных навыков и высшего образования уже недостаточно.
"Самый важный вопрос: что является решающим фактором при выборе между кандидатами (не учитывая опыт работы). На первое место работодатели поставили личные качества (31%), далее идут дополнительные навыки (29%), желание работать (22%), образование (13%) и возраст (5%)", – отметила Рахима Махмудова.
Согласно её анализу, 36% работодателей выделяют ответственность как одно из приоритетных качеств для соискателя, далее идут стрессоустойчивость (23%) и самостоятельность (21%). Остальные 20% приходятся на внимательность, креативность, ораторские способности, многозадачность и умение работать в команде.
"Я работала 12 лет в крупной международной компании и была их сертифицированным интервьюером. При отборе персонала мы всегда смотрели на soft skills, но не на hard skills. Мы знали, что техническим навыкам можно обучить, тем более что у нас была хорошая система передачи знаний внутри компании. Мы взращивали профессионалов", – рассказала Асель Бектурсынова.
Она добавила, что как только человек начинает продвигаться вверх по карьерной лестнице, он уже меньше занимается техническими задачами, поручая их своим подчинённым. Тут на передний план выходят мягкие навыки – умение договариваться, вести за собой людей, вдохновлять, работать в команде, убеждать, решать проблемы, адаптироваться.
"Многие говорят, IT-специалистам не нужны soft skills, потому что они всё время будут сидеть за компьютером. Да, им действительно не понадобятся эти навыки, если они хотят всю жизнь писать коды. А если они хотят расти, работать в многофункциональной команде, стать руководителями? Отсутствие soft skills явно помешает их продвижению", – привела пример Асель Бектурсынова.
Специалист подчеркнула, что в международной компании, где она работала, первые несколько лет все сотрудники проходили целую серию тренингов по развитию soft skills – это тайм-менеджмент, взаимодействие в команде, убеждение, переговоры и креативное мышление. Так почему бы такую же систему не внедрить в школьную программу?
Источник: informburo.kz