Развитие технологий повлияет на рабочие процессы – все операции будут проводиться онлайн, будет меньше личного контакта и работать, скорее всего, мы будем удаленно. Но из-за ввода чрезвычайного положения в Казахстане рабочий процесс уже изменился до неузнаваемости. Работодателям пришлось принимать быстрые и жесткие решения, без возможности выбора. Мы решили узнать, как в связи с резкой переменой изменились рабочие структуры, что нас ждет в будущем, и что на этот счет думают те, кто уже давно работает удаленно?
“Решение по переводу людей на удаленную работу мы приняли довольно быстро, как и все другие. На следующий день после введения ЧП в Казахстане я написала нашему HR-директору, что на всякий случай в понедельник нужно подготовить для всех сотрудников удаленные доступы. На следующий день я уже понимала, что нужно не просто готовиться к удаленной работе, а переходить на неё. В понедельник объявили об этом в офисе, выдали удаленные доступы ко всем внутренним системам и отпустили сотрудников работать из дома”, – рассказывает о первых днях ЧП на работе генеральный директор Lamoda Kazakhstan Мольдер Рысалиева.
Сложность такой ситуации в том, что она очень быстро меняется. Помимо самого перехода на дистанционную работу, многие работодатели ищут новые способы контроля за сотрудниками.
“Одно дело – сказать, что мы “на удаленке”, другое – самому сотруднику организовать свою работу в домашних условиях, также трудность для работодателя представляет и необходимость находить способы для контроля за работой своих удаленно занятых сотрудников, выставить цели, таргеты не только на квартал или год, но также на день и в течение рабочей недели. Главный вопрос: как измерять эффективность работы, когда нет времени на разработку новых KPI? Вдобавок появилась ещё более острая и совершенно новая проблема – сотрудники, которые остаются без заработка, потому что их работодатели не готовы платить минимальную заработную плату, либо пошли на сокращение штата и отпускают людей в отпуск без содержания. В таком плачевном и паническом состоянии оказались почти все”, – рассказывает наш постоянный эксперт по вопросам HR Дина Абылхожина.
Несомненно, у каждого работодателя – свой подход. Например, положение дел в Lamoda Kazakhstan другое, о нём рассказала Мольдер:
“В нашей компании нет культуры контроля в офисе, этого же принципа мы придерживаемся и сейчас. Если бы кто-то не выполнял свою работу, это сразу отразилось бы на процессах. Если кто-то из сотрудников сделал свою работу, а затем решил чуть больше времени посвятить обеду, то ничего страшного я в этом не вижу. Сотрудники сейчас находятся на связи со своими руководителями. В связи с кризисной ситуацией сотрудники некоторых отделов находятся на связи постоянно, в любое время. Это в первую очередь касается операционного отдела, который отвечает за логистику и доставку, и PR-отдела, так как в такой ситуации постоянная связь с клиентами и верное информирование очень важны. Что касается сокращений, это непростой вопрос для бизнеса, но я приняла решение – никого не сокращать, даже несмотря на перебои в логистике и в количестве заказов”.
Сейчас сложно загадывать, что будет дальше. Кто-то прогнозирует перманентные изменения и говорит об исчезновении целых индустрий, а кто-то мыслит более позитивно и считает, что общество станет намного более осознанным, а бизнесы сумеют выйти из кризиса и адаптируются. Это сложные времена для всех. Дина соглашается и приводит цифры: 80% клиентов их HR-компании приостановили поиск персонала на данный период.
Больше всего повезло тем, чья специфика работы позволяет работать удаленно. Или же тем, кто уже практиковал такой подход, хотя бы частично. Например, Lamoda и другие бизнесы, которые в состоянии предоставлять свои услуги онлайн. В переходе на удаленную работу, как оказалось, есть и свои плюсы:
“Наш головной офис находится в Москве, поэтому половина встреч среди недели и так проходит удаленно. Большинство сотрудников работает только так. Сегодня, не имея личного контакта, сотрудники постоянно находятся на связи друг с другом. Поэтому особой сложности в удаленной работе мы не увидели. Наоборот, многие отмечают, что стали эффективнее. Мы мобилизовались и стали ещё быстрее принимать решения, “встречи” стали короче”, – делится опытом генеральный директор Lamoda Kazakhstan.
Мы также поговорили с человеком, который уже много лет работает из дома – Игорем Артёменко, концепт-художником Riot Games (компания-разработчик видеоигр, например, League of Legends). С 2012 года он работал из дома штатным сотрудником Riot Games в Караганде, сейчас вот уже более двух лет он работает в офисе компании в Лос-Анджелесе. Мы узнали его мнение насчет удаленной работы и попросили дать совет тем, кто только начинает работать удаленно.
“Работа из дома в наши времена совершенно нормальное и даже полезное явление. Во многих профессиях живые встречи совершенно не нужны. А совет всего один: вам необходима дисциплина. Это ключ ко всему и ваш главный друг и союзник во время работы из дома. С коллективом общаться необходимо, и я старался всегда быть в курсе текущего состояния проекта. Несомненно, для подобной работы требуются определенные навыки самодисциплины и мотивация, нужно правильно организовать свой быт и график. Многое также зависит от окружающих вас людей, с их стороны требуется терпение и понимание того, что вы не просто так сидите в интернете, а на самом деле работаете”, – советует Игорь.
“Если сравнивать работу в офисе и из дома, то в обоих случаях есть свои плюсы и минусы. Но в моём нынешнем офисе есть бесплатная еда, я нашел друзей, и офис расположен в 10 минутах от дома. Так что сейчас я предпочитаю работу в офисе. При других условиях я вижу больше плюсов в работе из дома”, – добавляет Игорь.
Ответ на этот вопрос зависит от самих сотрудников и их привычек. Те, кто уже работал так когда-то – более подготовлены, но это не значит, что сейчас им легче.
“Большинство людей, с которыми я работаю – офисные работники, поэтому сейчас им очень сложно. Примерно после недели первоначальной эйфории люди начинают понимать, что очень много трудностей возникает при работе из дома. Я думаю, что всё же отныне мы будем так работать, возможно не в таких масштабах, но многие останутся работать удаленно. Почему? Я уверена, что многие компании после подсчета убытков пересмотрят структуру бизнеса, компании поймут, что они смогут работать дистанционно и содержать большой штат, переводить что-то в облачные решения, что-то – в аутсорс”, – прогнозирует Дина.
Есть и хорошие новости: нахождение коллектива дистанционно не должно сказаться на взаимоотношениях между коллегами. “Думаю, что после карантина все с радостью вернутся в офис. У нас очень дружная команда, почти семья”, – говорит Мольдер.
Дина также считает, что “пандемия на человеческие коммуникации никак не повлияет, общение останется в любом случае. Тем не менее, это не самая главная проблема, которую предстоит решить корпоративному миру. Главное – узнать, как рынок перестроится”.
“В процессе отбора кадров, даже во время пандемии, особо ничего не меняется, просто всё проходит без личных встреч, и кандидату необходимо произвести впечатление по видеоконференции. Но тем самым усложняется отбор – намного сложнее произвести впечатление через видеозвонок, здесь необходимо ещё больше выкладываться. Я готовлю своих кандидатов так, как на уроках актерского мастерства, чтобы через экран они выглядели хорошо, рассказываю, как правильно презентовать свой опыт, где быть сдержаннее”, – рассказывает Дина.
“Рынок трудоустройства заморожен на время, но ненадолго, сейчас важно в условиях карантина усилить свою мотивацию, представлять себя активнее, быть более мотивированным, чтобы понравиться работодателям. Мой личный взгляд: кандидаты будут в менее выгодном положении, чем работодатели, поскольку усилится конкуренция, возрастет количество предложений, так как увеличится количество безработных. У компании будет больше возможностей выбирать, торговаться – это нормально, я не считаю, что это катастрофа. В любом случае, нам придется достичь баланса снова. Кандидатам нужно быть готовыми к тому, что изменятся условия игры, условия рынка труда, здесь нужно быть более конкурентоспособными – советую всем, у кого есть возможность, оттачивать свои навыки, читать и не терять время зря, совершенствовать их. Задача всех, кто не уверен в своём карьерном будущем – стать супер-конкурентными”.
Многие компании ещё до пандемии переосмыслили системы набора кадров. Так, например, в студии-разработчике компьютерных игр Moon Studios все 80 сотрудников работают удаленно. Сооснователь студии Томас Малер объяснил это тем, что так он может обеспечить компанию самыми талантливыми и опытными специалистами. Многие из них – люди с 10-15-летним стажем, у них уже есть семьи, маленькие дети, с которыми не так легко переезжать в другой город или страну. До пандемии такие решения ассоциировались с тех-стартапами и такими же девелоперскими компаниями. Но Дина Абылхожина считает, что это станет будущим большинства, и уже скоро:
“Границы будут стираться, и мы перейдем на новый этап глобализации, сейчас говорится не об экономических процессах, а о глобализации человеческих ресурсов. Глобализация рынка труда – это удобно, при таком методе набора персонала, например, нет необходимости в открытии виз для работников”.
Если вы работаете удаленно, как никогда важны командная работа и поддержка.
“Все сотрудники сейчас в “боевой готовности”. Последние две недели мы отслеживали всё, что происходило в стране и отдельных городах, и почти моментально реагировали на все изменения. Без эффективной команды это не было бы возможным. Из сотрудников никто не паникует, мы также стараемся своевременно делиться всеми рекомендациями. Если говорить обо мне, то я могу сказать, что в очередной раз убедилась, что работаю в компании, чьи ценности созвучны моим. И что работаю с очень сильной и эффективной командой”, – говорит о важности правильно подобранной команды Мольдер.
Источник: buro247.kz